РОСАТОМ
СЕВМОРПУТЬ: технологии, механизмы повышения эффективности, экологическая повестка в рамках стратегического плана до 2030 года
Скачать статью из журнала
Арктика - особая территория для России. Это уникальная экосистема с удивительным животным миром, резервный источник чистой питьевой воды и огромные запасы полезных ископаемых. Полярные владения России занимают 3 млн кв. км, 18% всей территории РФ, где сегодня проживает менее 2% россиян. От освоения арктических территорий зависит будущее России, а сделать это без реализации программы развития Северного морского пути невозможно. О ключевых моментах реализации программы и стратегических планах журналу «Строительство в атомной отрасли» рассказал генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александр Бенгерт.
- Александр Александрович, ФГУП «Гидрографическое предприятие» вошло в контур Госкорпорации «Росатом» весной 2019 года и почти сразу занялось новой для себя деятельностью — строительством и эксплуатацией портовой инфраструктуры на Севморпути. Каков объём программы строительства?
Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2019 № 141 ФГУП «Гидрографическое предприятие» было включено в Госкорпорацию «Росатом», в том же году было сформировано подразделение по развитию, создан отдел капитального строительства. На базе этого отдела были заложены основные направления деятельности подразделения в осуществлении функций Технического заказчика в рамках проектов развития инфраструктуры Севморпути. В рамках стратегического плана развития Северного морского пути до 2030 года уже реализуются и планируются к реализации 13 инвестиционных проектов, перспективный объем капитальных вложений, по которым составляет порядка 400 миллиардов рублей.
СПРАВОЧНО:
В рамках реализации функции Службы технического заказчика атомной отрасли ФГУП «Гидрографическое предприятие» на данный момент реализовано и планируется к реализации:
Терминал «Утренний». Введены в эксплуатацию Этапы 1, 2, и 3 строительства объекта — акватория Терминала, работы 2019-2021 годов в объеме 24,3 млн. м3. Завершается строительство ледозащитных оградительных гидротехнических сооружений. Протяженность Северного ледозащитного сооружения составит 1,3 км, Южного — 3,1 км. В общей сложности для возведения ледозащитных сооружений будет погружено 5 755 свай. На сегодняшний день погружено 4 722 сваи. Работы по возведению Южного и Северного ледозащитных сооружений планируется завершить в 2022 году. Продолжается строи- тельство объектов обустройства и технического оснащения пункта пропуска через государственную границу РФ в морском порту Сабетта на его участке №2.
Введен в эксплуатацию Этап 1 строительства объекта «Реконструкция Морского канала в Обской губе» — объем выполненных в 2020-2021 гг. дноуглубительных работ по Этапу 1 составил 47,66 млн. м3. Ведутся работы по ремонтному дноуглублению в морском порту Сабетта.
Идут проектно-изыскательские работы по объекту «Система мониторинга гидрометеорологических факторов (СГММ)», предназначенному для организации сбора и передачи на регулярной основе метеорологической, гидрологической, ледовой информации на Морском канале в Обской губе.
Ведутся проектно-изыскательские работы по объекту «Строительство универсального морского терминала в районе мыса Наглёйнын в морском порту Певек», предусматривающему строительство грузового терминала, а также строительство инфраструктуры для размещения модернизированных плавучих энергоблоков (МПЭБ), предназначенных для энергоснабжения инфраструктуры Баимского горно-обогатительного комбината.

- Отличаются ли технологии сооружения и эксплуатации морских гидротехнических объектов с учетом специфики строительства в Арктике? Какие сегодня цифровые технологии применяются?
При проектировании, реализации и эксплуатации гидротехнических сооружений объектов Севморпути применяются передовые технологии, материалы и оборудование, которые отличаются повышенной степенью надежности и качества, разработанные с учетом условий повышенной ледовой нагрузки, суровой гидрометеорологической обстановки, короткого навигационного безледового периода. Эти особые условия определяют, в том числе, требования к квалификации кадров, принимающих участие в процессах реализации проектов.
На этапе проектирования применяются BIM технологии и создание 3D модели объектов, обеспечивающие максимальную проработку элементов гидротехнических сооружений, которые позволяют сократить риски возникновения ошибок проектирования.
При строительстве и эксплуатации объектов гидротехнических сооружений применяется автоматизированная информационная система независимого строительного контроля, позволяющая повысить эффективность строительства путем сбора достоверной и своевременной информации о ходе выполнения работ в режиме реального времени с формированием картины происходящего на объекте строительства.

- Как реализуются функции и развиваются компетенции Технического заказчика?
Компетенции Технического заказчика реализуются и совершенствуются посредством применения передовых ин-формационных технологий, которые позволяют получать максимальный КПД при выполнении своих функций. Автоматизированная информационная система независимого строительного контроля позволяет обеспечить: декомпозицию структуры строительно-монтажных работ, реализацию приемочных процедур, учет продукции прошедшей входной контроль на объекте строительства, контроль объемов выполненных работ и задействованных ресурсов, контроль за устранением выявленных замечаний, учет исполнительной документации. Мониторинг и визуализация включает в себя инструменты, позволяющие обеспечить максимальный контроль за процессом строительства объектов, такие как: портал геоинформационных систем (ГИС), системы мониторинга персонала на объекте (СЛП), мониторинг техпроцессов, экологический мониторинг, мониторинг морских судов, системы видео наблюдения.
Для повышения эффективности реализации проектов все информационные системы, применяемые предприятием, постоянно совершенствуются, дополняются и оптимизируются в соответствии с процессами и событиями, возникающими при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов гидротехнических сооружений.
7 февраля 2022 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие Центра гидротехнических компетенций, созданного на базе ФГУП «Гидрографическое предприятие». В рамках деятельности Центра планируется развивать проекты, направленные на повышение эффективности реализации планов развития инфраструктуры и навигационно-гидрографического обеспечения, в том числе — за счет развития цифровых технологий. Интеграционная платформа, которая будет установлена на базе геопортала Центра, станет площадкой для взаимодействия с партнерами и инвесторами при реализации совместных проектов — в привязке к акватории Севморпути и за ее пределами. Кроме того, Центр аккумулирует современные научно-исследовательские работы, на его базе будет формироваться проектная документация.

- Современные реалии продолжают испытывать нас всех на прочность, подбрасывая новые вызовы. Какие механизмы повышения эффективности реализации проектов применяете?
Важнейшие механизмы повышения эффективности — расширение взаимодействия с заказчиками, поиск новых рынков, подходов к организации работ в части импортозамещения. Так, предприятие применяет передовое программное обеспечение отечественного производства, которое позволяет полностью исключить зависимость от продуктов иностранного производства.

- Экологическая ответственность: глобальная политика сохранения окружающей среды. Сегодня вопросы сохранения окружающей среды и охраны природы поднимаются все чаще как на национальном, так и на международном уровне. Как ФГУП «Гидрографическое предприятие» реализует эту концепцию?
На предприятии утверждена Экологическая политика, целью которой является обеспечение экологически ориентированного развития при поддержании высокого уровня экологической безопасности и снижении экологических рисков, связанных с осуществлением деятельности, а также сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, в том числе целостности экосистем Арктической зоны Российской Федерации.
При планировании строительства и реализации объектов портовой инфраструктуры в акватории Севморпути все проекты проходят общественные обсуждения и государственную экологическую экспертизу, что всецело отвечает требованиям природоохранного законодательства РФ. Осуществляется производственный экологический мониторинг и контроль, проводятся компенсационные мероприятия по возмещению ущерба водным биологическим ресурсам (выпуск в естественную среду молоди рыб – осетра сибирского, муксуна, чира), осуществляется высадка деревьев, проводится подкормка оленей. К мероприятиям по выпуску рыб мы стараемся привлекать детей. Так, в августе прошлого года наше предприятие приняло участие в выпуске молоди сибирского осетра на Абалакском экспериментальном рыбоводном заводе ФГБУ «Главрыбвод». Осетрят в Иртыш выпустили дети сотрудников завода.
- Александр Александрович, какие задачи стоят перед ФГУП «Гидрографическое предприятие» сегодня? Какой видите основную миссию предприятия?
С учетом сложной политической ситуации, повлекшей уход крупнейших европейских компаний «большой четверки» с дноуглубительного рынка России и отсутствия отечественного дноуглубительного флота, предприятие движется в двух направлениях. Первое – мы расширяем географию. Ведем переговоры о привлечении дноуглубительного флота с компаниями из Египта, Турции и др. — для реализации инфраструктурных проектов в России. Второе — разрабатываем инвестиционную программу развития собственного дноуглубительного флота, целью которой является поддержание эксплуатационных параметров подходных каналов и акваторий портов Севморпути, замещение флотов иностранных компаний, уменьшение затрат предприятия на эксплуатацию подходных каналов и акваторий Севморпути. Программа планируется к реализации в срок до 2030 года. Основной своей миссией мы считаем повышение эффективности традиционного направления работы – навигационно-гидрографического обеспечения Севморпути, а также всестороннее расширение проектов в сфере строительства и эксплуатации инфраструктуры, чтобы стать надежным и эффективным оператором в Арктике.