РОСАТОМ
На севере - плыть!
Скачать статью из журнала
Северный морской путь (СМП) – кратчайший судоходный маршрут между западной частью Евразии и Азиатско-Тихоокеанским регионом. СМП административно начинается на границе между Баренцевым и Карским морями (пролив Карские Ворота) и заканчивается в Беринговом проливе (мыс Дежнёва). Длина маршрута составляет 5600 километров. СМП проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому).
СМП обслуживают порты Арктики и крупных рек Сибири. На его трассе в Арктической зоне Российской Федерации на сегодняшний день расположено шесть крупных морских портов: Сабетта, Диксон, Дудинка, Хатанга, Тикси, Певек.
Большую часть года моря Северного Ледовитого океана покрыты льдами. Для обеспечения безопасного судоходства по СМП организуется ледокольная проводка. Россия – единственная страна в мире, располагающая атомным ледокольным флотом. Его оператором является предприятие Госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот».
В 2018 году Госкорпорация «Росатом» была определена инфраструктурным оператором СМП, а в 2022 году создано ФГБУ «ГлавСевморпуть». ФГБУ «ГлавСевморпуть» осуществляет выдачу разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, приостановление, возобновление, прекращение действия таких разрешений и внесение изменений в такие разрешения.
О планах по развитию СМП, строительстве ледоколов, предпринимаемых мерах по сохранению окружающей среды в акватории СМП журналу «Строительство в атомной отрасли» рассказал заместитель генерального директора – директор Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша.
План развития Севморпути рассчитан до 2035 года включительно. Что ждёт Северный морской путь в будущем?
– План развития СМП до 2035 года в части ответственности Росатома предусматривает создание необходимой инфраструктуры: от строительства ледокольных и гидрографических судов до создания портов и цифровых сервисов для повышения эффективности навигации.
Грузопоток по Северному морскому пути (СМП) в 2022 году превысил целевой показатель федерального проекта «Развитие Северного морского пути», куратором которого является Госкорпорация «Росатом», более чем на 2 млн тонн. Объем перевезённых грузов по СМП в 2022 году составил 34,117 млн тонн.

Госкорпорация «Росатом» планомерно движется, по поручению Правительства, продлевая целевые показатели федерального проекта «Развитие Северного морского пути» с бюджетированием до 2030 года. Председателем Правительства утверждена инициатива социально-экономического развития «Круглогодичный Севморпуть». До 2030 года грузопоток по СМП должен возрасти до 150 млн тонн, увеличена портовая мощность, минимум 13 ледоколов должны обеспечивать круглогодичное судоходство на СМП, продлены и увеличены другие показатели. Исходя из указанной инициативы, Дирекция СМП корпорации сформировала новый федеральный проект, который также будет называться «Круглогодичный Севморпуть». Он прошёл согласования Минтранса, Минвостокразвития, Минэка и Минфина и находится сейчас на утверждении Председателя Правительства РФ. Дальше все мероприятия будут отражены в электронном бюджете, где понятны ответственные исполнители, контрольные точки и суммы. Такой проектный подход позволит нам без остановок перейти в 2025 и последующие годы и системно развивать Северный морской путь как стратегическую морскую транспортную коммуникацию.
Каковы дальнейшие планы по развитию СМП?
– Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2022 года № 2115-р утверждён новый План развития Северного морского пути на период до 2035 года (далее – План). Росатом является ответственным исполнителем большинства мероприятий Плана, которые структурируются по следующим направлениям: развитие грузовой базы, транспортная инфраструктура, грузовой и ледокольный флот, безопасность судоходства по СМП, управление судоходством и развитие судоходства по СМП.
Первая целевая задача по развитию Северного морского пути – довести к 2024 году грузопоток по СМП до 80 млн тонн. Для реализации этого объёма необходим мощный арктический атомный ледокольный флот. Росатом ведёт работу в этой части по двум направлениям: продление ресурса действующих ледоколов и обновление ледокольного флота.
В составе ледокольного флота ФГУП «Атомфлот» находятся следующие атомных ледоколы: «50 лет Победы», «Вайгач», «Ямал», «Таймыр», СУАЛ «Сибирь» (проект 22220), СУАЛ «Урал» (проект 22220), атомный контейнеровоз «Севморпуть». Эксплуатационный период ледоколов «Ямал», «Вайгач» и «Таймыр» продлён до 36 лет и заканчивается в 2027–2028 годах. Это позволит выполнять необходимые объёмы работ на СМП до ввода в эксплуатацию новых атомоходов. Планируемая эксплуатация атомного контейнеровоза «Севморпуть» – до 2024–2025 годов с последующим продлением ресурса ядерной энергетической установки до 2032 года.
В СТАДИИ СТРОИТЕЛЬСТВА НАХОДЯТСЯ:
СУАЛ «Чукотка»
- проект 22220
- мощность 60 МВт
- плановый ввод в эксплуатацию: 2026 год
- ледовый класс – Icebreaker 9
Головной ледокол «Россия»
- проект 10510 «Лидер»
- мощность 120 МВт
- плановый ввод в эксплуатацию: 2027 год
- ледовый класс – Icebreaker 9
СУАЛ «Якутия»
- проект 22220
- мощность 60 МВт
- плановый ввод в эксплуатацию: 2024 год
- ледовый класс – Icebreaker 9
- спущен на воду в 2022 году
В феврале 2023 года был подписан контракт на строительство 5-го и 6-го СУАЛ проекта 22220 с участием средств федерального бюджета, ввод в эксплуатацию которых планируется в 2028 и 2030 годах соответственно.
В мае 2023 г. Росатомфлот и АО «Балтийский завод» (входит в состав Объединённой судостроительной корпорации) подписали контракт на строительство судна атомно-технологического обслуживания (МСАТО) атомных ледоколов нового поколения, прогнозируемая дата ввода в эксплуатацию – 2029 год.
МСАТО предназначено для проведения операций по выгрузке отработанного ядерного топлива из реакторных установок обслуживаемых судов, загрузке свежего ядерного топлива, приёму, хранению и отгрузке жидких радиоактивных отходов, образующихся в процессе эксплуатации судовых реакторных установок и перегрузки ядерного топлива; выдержке отработавших тепловыделяющих сборок с целью снижения остаточного тепловыделения. Оно также может осуществлять загрузку выдержанных отработавших тепловыделяющих сборок в транспортные контейнеры для передачи на переработку и дезактивацию съёмного оборудования судовых реакторных установок и перегрузочного оборудования. Таким образом, МСАТО предназначено для выполнения полного комплекса работ по перезарядке ядерных энергетических установок действующих атомных ледоколов, а также ПАТЭС «Академик Ломоносов» (и в перспективе – модернизированных плавучих энергоблоков).
Проектные характеристики судна МСАТО:
длина – 158,8 метра
ширина – 26 метров
осадка – 7,5 метра
мощность ГЭУ – 9,28 МВт (на валах)
водоизмещение – 22 661 тонна
скорость – 12 узлов
ледовый класс – Arc 5.
Также запланировано строительство судна гидрографического флота с ледовым классом Arc 7.
Росатом прорабатывает с заинтересованными пользователями СМП строительство четырёх дополнительных неатомных ледоколов класса Icebreaker 8-9 за внебюджетные средства для работы вблизи портов и терминалов западной части СМП и в устье реки Енисей, что позволит высвободить более мощные и автономные атомные ледоколы вышеуказанных проектов для работы в восточном секторе СМП. Строительство данных ледоколов планируется завершить до 2030 года.
Вторая задача – создание новой портовой инфраструктуры и модернизация действующей в привязке к крупным инвестиционным проектам, в частности следующим: «Терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата Утренний», «Нефтяной терминал Порт бухта Север», «Строительство акватории грузового причала и канала морского угольного терминала на базе Сырадасайского месторождения», «Строительство морского терминала на мысе Наглёйнгын в морском порту Певек».
Комплексный инвестиционный проект по освоению Баимской рудной зоны – ключевой проект, реализующийся в рамках развития Чаун-Билибинской промышленной зоны. В процессе его реализации предусмотрено строительство трёх основных и одного резервного модернизированного плавучего энергоблока (далее – МПЭБ) мощностью по 106 МВт каждый. На сегодняшний день проект осуществляется в соответствии с Комплексным планом (дорожной картой) реализации инвестиционного проекта по освоению Баимской рудной зоны, утверждённым 28 декабря 2021 года.

Третья задача – соответствие сервиса на СМП уровню международных стандартов торгового судоходства для привлечения транзитных перевозок.
Росатом проводит ряд важных мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, арктического грузового и ледокольного флота, созданию арктических судостроительных мощностей, гидрографического обеспечения.
Четвёртая задача – ввод новых энергетических мощностей малой и средней мощности, в том числе мобильных, для развития Арктики и портовых хозяйств в акватории СМП. Росатом обеспечивает электроэнергию для будущего горно-обогатительного комбината на Чукотке.
Планируются строительство (сроки – до 2031 года) и эксплуатация 4 МПЭБ. Общая установленная мощность МПЭБ с 2028 года – 318 МВт (используемая схема 3+1). Проектировка и выполнение работ по строительству МПЭБ осуществляются на базе проектных и технологических решений проекта 20870 с использованием реакторной установки РИТМ-200С. Для соблюдения директивных сроков завершения строительства корпуса первого и второго МПЭБ сооружаются на зарубежной верфи, достройка и прохождение всех необходимых технических и нормативных процедур осуществляются на территории Российской Федерации, местом базирования МПЭБ является новый морской терминал возле мыса Наглёйнгын, где происходит подключение МПЭБ к единому комплексу береговых гидротехнических сооружений.
Создаваемая система энергоснабжения соответствует критериям новой технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, отдельной от Чаун-Билибинского энергоузла.


Рыночным интегратором проекта МПЭБ выступает Дирекция СМП Госкорпорации «Росатом», технологическим интегратором – АО «Атомэнергомаш».
В настоящее время Росатом уже эксплуатирует единственную в мире действующую плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС), размещённую на базе плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» с двумя реакторами КЛТ-40С, предшественниками реактора РИТМ-200. Станция базируется в городе Певек Чукотского автономного округа. Электрическая мощность станции – 70 МВт. В декабре 2019 года ПАТЭС выдала первую электроэнергию в изолированную сеть Чаун-Билибинского узла Чукотского автономного округа. В мае 2020 года состоялся ввод станции в промышленную эксплуатацию.
Пилотный проект сооружения первой в мире наземной атомной станции малой мощности с реакторной установкой РИТМ-200Н в Усть-Янском улусе Республики Саха (Якутия) находится в активной фазе в рамках национального проекта – комплексной программы «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ» (КП «РТТН»), возводится с одной реакторной установкой мощностью 55 МВт и будет реализован вблизи посёлка Усть-Куйга. АСММ позволит обеспечить электроэнергией одно из самых крупных в Российской Федерации месторождений золота «Кючус» и муниципальное образование.
Также Росатом планирует строительство первой в мире АЭС мощностью до 10 МВт на Чукотке. Соответствующее соглашение о сотрудничестве было подписано между Госкорпорацией «Росатом» и Правительством Чукотского автономного округа в июне 2023 года.
Расскажите, пожалуйста, о цифровой экосистеме СМП: что уже апробировано, а какие решения планируется внедрить в ближайшей перспективе?
– Цифровая экосистема будет состоять из Единой платформы цифровых сервисов на СМП (ЕПЦС СМП), фонда данных и новых источников информации, необходимых для повышения точности оценки ледовой, метеорологической и навигационной ситуации, складывающейся в акватории СМП.
ЕПЦС – цифровая среда, которая даст возможность аккумулировать и обрабатывать различную информацию, нужную грузоперевозчикам, судовладельцам и капитанам судов, страховщикам и другим участникам логистического рынка на СМП. Важнейшая часть этой информации – оперативные данные о ледовой обстановке на СМП.
Проанализировав опыт судоходства во льдах со времён СССР по сегодняшний день, мы определили, что следует иметь три уровня информации: спутниковый снимок, фотографию, полученную с помощью авиационных комплексов ледовой разведки, и данные о состоянии льда в конкретном месте, которые человек раньше фиксировал чуть ли не «на глазок». Такой массив данных позволит нам с использованием искусственного интеллекта формировать ледовые карты.
В целях развития круглогодичного безопасного судоходства по СМП, в первую очередь в восточном направлении, надо наращивать количество источников информации, которая повысит точность прогнозов ледовой обстановки. Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать бортовые измерительные комплексы (БИК), которые можно будет устанавливать на любое судно, постоянно работающее на СМП, и которые помогут измерять толщину льда в конкретной точке нахождения судна, а также получать данные о торосистости и скорости закрытия канала во льду, который оставляет за собой ледокол. Данные, полученные с БИКов с привязкой к географическим координатам и времени в каждой конкретной точке измерений, после обработки специальным математическим алгоритмом в автоматическом режиме будут передаваться капитану ледокола, что поможет ему оперативно принимать решения, повышающие безопасность проводки судов, и в Штаб морских операций ФГУП «Главсевморпуть» для построения актуальных ледовых карт и выдачи рекомендаций судам по прохождению СМП.
Пилотные испытания такого измерительного комплекса прошли в феврале в Обской губе на атомном ледоколе «Урал». Работа новаторская, но результаты можно признать достаточно успешными.
Также планируем создать беспилотный авиационный комплекс с радиолокационным оборудованием, который может базироваться как на берегу вдоль СМП, так и на борту ледоколов и позволит производить так называемую локальную ледовую разведку. Данные будут в автоматическом режиме поступать капитану ледокола и передаваться на берег в ФГБУ «Главсевморпуть».
Суть в том, что при прохождении ледокола во льдах такой беспилотник станет взлетать с его борта при ветре до 20 метров в секунду и работать на удалении до 200 километров на высоте 2 тысячи метров. Целью является получение радиолокационных данных, на основе которых будут строиться ледовые карты. Первые испытания мы провели в феврале на Рыбинском водохранилище в условиях, приближенных к арктическим. Есть ряд замечаний, но мы понимаем, что и как надо делать, чтобы их устранить. До мая планируем провести в Обской губе повторные, уже реальные, «боевые» испытания такого авиационного комплекса.
Вся полученная информация станет собираться в большой фонд данных о СМП «для всех». В него предполагается интегрировать данные как от федеральных органов, так и от компаний, которые используют Северный морской путь. Разнообразной информацией из этого фонда смогут пользоваться не только «Росатом», но и «Росгидромет», и научные организации, и коммерческие структуры, и многие другие.
Что касается спутниковых данных, то с большой надеждой смотрим на коллег из Роскосмоса. Причём с точки зрения построения цифровой экосистемы СМП мы с ними технически синхронизированы и готовы к интеграции по приёму и обработке спутниковой информации.

В связи с увеличением интенсивности судоходства какие меры принимаются для сохранения окружающей среды в акватории СМП?
– Комплексное развитие Арктики и превращение СМП в круглогодичный транспортно-логистический маршрут требуют обеспечения безопасного и устойчивого арктического судоходства, а создание современной и эффективной портовой инфраструктуры предполагает непрерывный контроль за состоянием прилежащих к СМП водных и наземных арктических экосистем.
Обеспечение экологической безопасности Арктики имеет ключевое значение для развития региона и возможно при применении системного подхода, включающего нормативно-правовое обеспечение и управленческие, навигационные и технологические решения, оперативное взаимодействие органов власти, природопользователей и экспертного сообщества.
Одним из наиболее эффективных механизмов получения необходимой информации о состоянии окружающей среды в Арктическом регионе, его биоразнообразии и изменениях является мониторинг состояния окружающей среды, проводимый на постоянной основе с максимально возможным территориальным охватом и применением современных технологий. Меры по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления, включая дистанционные методы экологических исследований, подготовленные в соответствии с общепринятыми международными стандартами, помогут в составлении своевременных прогнозов и при анализе обстановки в северных морях.
Обобщение собранных данных о предыдущих мониторингах акватории выявило пробелы в имеющихся знаниях о территориях Северного морского пути, большинство из которых были получены в летние месяцы, а сезонная динамика биологических процессов в море и на суше и годовой цикл исследованы достаточно слабо. Наиболее подробно изучены моря Западной Арктики, в то время как исследования в морях центральной и восточной частей акватории носят точечный характер, особенно в отношении Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых. В связи с этим для обеспечения экологической безопасности региона с учётом глобальных экологических изменений и нарастающей интенсивности судоходства по СМП требуется создание более обширной программы комплексных и систематических исследований окружающей среды.
Важным шагом на данном пути стал совместный проект Центра морских исследований Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (ЦМИ МГУ) и Госкорпорации «Росатом», запущенный в 2021 году.
Ключевым условием устойчивого развития судоходства по Северному морскому пути является его соответствие не только российским, но и международным экологическим стандартам и лучшим природоохранным практикам. В связи с этим одной из приоритетных задач проекта экологического мониторинга СМП стало взаимодействие с международным экспертным сообществом с целью обмена опытом и будущей координации программы мониторинга с существующими платформами сбора экологических данных в Арктике. Для этих целей была создана международная группа экспертов экологического мониторинга СМП (МГЭ), которая стала международным форумом для обсуждения концепции и реализации проекта.
Участники МГЭ – эксперты по птицам, зоо- и фитопланктону, приморской растительности, морским млекопитающим, рыбам и т. д., представляющие ведущие российские и зарубежные научно-исследовательские институты, ассоциации, объединения и общественные организации в сфере охраны окружающей среды и сохранения биологического разнообразия из России и зарубежных стран.
В 2022–2023 годах в работе над проектом приняли участие международные и российские научные организации и международная группа экспертов (МГЭ) из ведущих научных учреждений Индии, Египта, Малайзии и Турции. Основная цель исследований – проведение комплексных исследований и мониторинга надводной и подводной экологической безопасности в акватории Арктической зоны Российской Федерации, в соответствии с российскими и международными стандартами и наилучшими мировыми практиками.
В центре внимания – каботажное и транзитное арктическое судоходство, портовая инфраструктура СМП на этапе её строительства и эксплуатации.
Пилотный экологический мониторинг, выполненный в 2021 году, – это первый комплексный натурный экологический проект, реализованный сразу на протяжённости всей акватории СМП, самый масштабный, осуществлённый с целью изучения текущего состояния окружающей среды в акватории СМП: в течение девяти месяцев над проектом работали более 60 человек из 15 организаций.
Результаты исследований подтверждают отсутствие на момент анализа отклонений показателей состояния окружающей среды относительно фоновых средних уровней. Превышений предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе, морских водах, донных отложениях, которые могли бы свидетельствовать о пагубном воздействии хозяйственной деятельности на данном этапе освоения СМП и интенсивности судоходства, не зафиксировано.
Вместе с тем в рамках проекта разработаны требования по интеграции системы регулярного экологического мониторинга с Единой платформой цифровых сервисов СМП, что обеспечит возможность постоянного и эффективного контроля за состоянием окружающей среды на СМП, обеспечения предиктивной аналитики для быстрого принятия решений в области охраны окружающей среды и предотвращения рисков.
В 2022–2023 годах работа по проекту продолжилась. Была проведена экспедиция для исследования актуального состояния морских и прибрежных экосистем на СМП, а в июне 2023 года представлена комплексная программа мониторинга состояния окружающей среды и биоразнообразия в акватории СМП.
В сентябре 2023 года в рамках VIII Восточного экономического форума было подписано соглашение о продолжении сотрудничества между Госкорпорацией «Росатом» и Цент- ром морских исследований (ЦМИ) МГУ имени М.В. Ломоносова.
Миссия проекта состоит в обеспечении контроля экологической безопасности маршрута и разработке мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с российскими и международными экологическими стандартами, а также лучшими природоохранными практиками для достижения устойчивого развития Северного морского пути и Арктической зоны России в целом.