НАВЕРХ

Журнал

ОЦКС
РОСАТОМ
21.06.2022

Интервью с первым заместителем генерального директора по реализации экологических проектов ФГУП «ФЭО» Максимом Погодиным

Скачать статью из журнала

- Госкорпорация «Росатом» создает сеть экотехнопарков для переработки отходов I и II классов. Для чего строится такое количество новых объектов? Будут ли на них перерабатываться все отходы I и II классов?

- Действительно, Госкорпорации «Росатом» поручено создание сети экотехнопарков в рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» национального проекта «Экология».

Обращение с отходами I и II классов долгое время было практически бесконтрольным. Если мы обратимся к статистической отчетности за последние несколько лет, будет видно, что количество образованных и переработанных отходов значительно отличается. Понять, какие виды отходов, где именно и по каким технологиям были переработаны, также не представляется возможным. Это была так называемая «серая зона», система, которая работала неэффективно и которую требовалось создать заново, «с нуля».

Даже если абстрагироваться от отчетных данных, у всех на слуху огромное количество объектов накопленного экологического ущерба, несанкционированных свалок, на приведение в порядок которых государство тратит огромные деньги, деньги налогоплательщиков. Поэтому Госкорпорации «Росатом», как одному из лидеров в решении самых сложных экологических проблем страны, было поручено создать единую систему обращения с отходами I и II классов – то есть обеспечить полный учет и контроль за всеми образующимися в стране опасными отходами и построить сеть высокотехнологичных экотехнопарков для покрытия дефицита мощностей по их переработке. Исполнителем этой работы является предприятие Росатома – Федеральный экологический оператор.

- Когда мы говорим об отходах I и II классов, мы имеем в виду, прежде всего, промышленные отходы? Насколько они опасны для человека и природы?

- Отходы I и II классов считаются чрезвычайно опасными и опасными, соответственно, при попадании в окружающую среду отходов I класса экосистема не восстанавливается никогда, на восстановление от негативного влияния отходов II класса природе требуется около 30 лет.

По количеству образуемых отходов I и II классов лидируют 10 видов экономической деятельности, которые дают 63% от общего объема образования отходов. Это промышленные предприятия, занимающиеся производством алюминия и других цветных металлов, производством кокса.

У населения на слуху отходы II класса, такие как батарейки, отработанные свинцово-кислотные аккумуляторы, а также отходы I класса, такие как ртутьсодержащие лампы и градусники. Все эти отходы образуются у каждого из нас.

– Что было сделано для учета и контроля за опасными отходами? Вам удалось собрать все данные об их образовании и переработке?

– Начну с того, что подготовительная работа ведется уже с 2019 года. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. № 2684-р Федеральный экологический оператор (ФГУП «ФЭО») был определен федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов. С этого момента вся работа в данном направлении сконцентрировалась в одних руках. Параллельно с 2019 года была создана основная нормативная база в сфере обращения с отходами I и II классов, в частности внесены изменения в Федеральный закон №ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления».

Перед федеральным оператором была поставлена задача создать единую цифровую платформу, с помощью которой он мог бы оказывать весь спектр услуг по обращению с отходами I и II классов «под ключ», и которая обеспечила бы полный учет и контроль за всеми образующимися отходами.

– Можете рассказать подробнее про эту систему?

– У системы есть официальное сложное название – федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, сокращенно она называется ФГИС ОПВК. Это программный цифровой продукт, маркетплейс для удобной работы по единым правилам.

Когда принимались решения об изменениях в законодательстве для формирования новой отрасли по обращению с опасными отходами, было важно создать равные условия для всех участников рынка. Есть добросовестные предприятия, есть не очень. Кто-то готов действительно перерабатывать отходы, кто-то старается демпинговать на этапе заку-почных процедур, заранее зная, что не сможет обеспечить качественного обращения с полученными отходами. Поэтому было решено, что с 1 марта 2022 года деятельность по обращению с отходами I и II классов будет осуществляться по установленным ФАС тарифам и только через систему ФГИС ОПВК.

Как все новое, это может показаться немного сложным, но на самом деле работа всех – и отходообразователей, и предприятий, занимающихся транспортировкой и переработкой отходов I и II классов, становится проще, понятнее и быстрее.

Новая система связала воедино всех участников рынка - отходообразователей (это 40 000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и 7000 операторов по транспортированию и обращению с отходами I и II классов.

Отходообразователи, которые не имеют собственных мощностей по обращению с отходами I и II классов, заключают договоры с федеральным оператором через ФГИС ОПВК и получают «под ключ» весь спектр услуг по обращению с данными отходами. Операторы по транспортированию и переработке отходов контрактуются с федеральным оператором и получают доступ к заказам через систему ФГИС ОПВК. Формат договоров – рамочный. Он предусматривает возможность присоединения к победителю любого участника рынка, что позволяет всем желающим продолжить работу.

Отдельно хотелось бы сказать про крупный бизнес, который имеет собственные мощности по обращению с отходами I и II классов. Такие предприятия продолжают самостоятельно перерабатывать отходы без участия федерального опера-тора. Единственное условие – регистрация во ФГИС ОПВК и внесение в систему информации об образовании и переработке отходов для обеспечения учета и контроля.

Таким образом, мы создаем одинаковые условия для всех участников рынка, справедливую и прозрачную систему.

– Вы говорите о том, что отходы будут перерабатываться с участием уже работающих предприятий, имеющих соответствующие лицензии. Насколько необходимо тогда создавать дополнительные мощности по переработке отходов? Не придется ли через несколько лет этим предприятиям уйти с рынка?

– Как я уже говорил, дефицит существующих мощностей по переработке отходов в стране очевиден. И если до 1 марта, то есть до начала деятельности федерального оператора, можно было часть отходов просто не показывать, то теперь сделать это будет значительно сложнее. Информация о движении отходов, представляемая предприятиями в систему, верифицируется федеральным оператором совместно с Росприроднадзором. Данные о количестве образованных отходов у предприятий будут сравниваться с нормативами образования отходов, данные о переработке - с характеристиками установок, внесенными во ФГИС ОВПК. На каждую партию отходов будет наноситься QR-код, и посредством подключения транспортных средств к системе ГЛОНАСС движение отходов будет отслеживаться в режиме реального времени.

Опять же, производить и потреблять меньше мы не станем. Поэтому отходов будет становиться все больше, и их необходимо будет перерабатывать, причем делать это экологически безопасно и высокоэффективно. Под эффективностью переработки подразумевается максимальное извлечение из отходов полезных компонентов для дальнейшего повторного вовлечения в промышленное производство. Только такой подход позволит нам снизить количество образующихся отходов и нагрузку на экологию – чем больше отходов будет использоваться для производства новой продукции, тем меньше нам придется тратить природных ресурсов. В условиях нарастающих санкционных ограничений – это единственный выход.

– Расскажите поподробнее про экотехнопарки. Где они будут расположены, и какие технологии на них будут использоваться?

– Росатом планирует создать 7 экотехнопарков, каждый из которых позволит перерабатывать 50 тысяч тонн отходов I и II классов в год. Первые четыре экотехнопарка строятся на базе бывших объектов по уничтожению химического оружия в Удмуртской Республике, Кировской, Курганской и Саратовской областях. Это достаточно новые современные предприятия, построенные в середине 2000-х годов. Объекты завершили свою работу, связанную с химическим разоружением, и готовы к перепрофилированию под новую задачу. Специалисты, которые работали на предприятиях, будут максимально задействованы на новых производственных объектах. «С нуля» будут построены два экотехнопарка в Томской и Иркутской областях, и создано уникальное производство по переработке химических источников тока в Нижегородской области.

Пять экотехнопарков являются универсальными с технологической точки зрения. На них будут использоваться технологии физико-химической обработки отходов, демеркуризации и высокотемпературного обезвреживания. На экотехнопарке в Нижнем Новгороде будут использованы специальные технологии для химических источников тока, а основной профиль предприятия в Усолье-Сибирском – работа с ртутьсодержащими отходами.

Экотехнопарки будут отвечать всем экологическим стандартам производства, особое внимание мы уделяем обеспе-чению безопасности и экологического мониторинга.

Проектная документация экотехнопарков в Удмуртской Республике, Кировской, Курганской и Саратовской областях прошла все предусмотренные законодательством Российской Федерации государственные экспертизы, получено разрешение на строительство. Строительство экотехнопарков в Саратовской и Курганской областях уже началось. Все семь объектов должны быть введены в эксплуатацию до конца 2024 года.

После ввода в эксплуатацию экотехнопарков, монополизации рынка не будет. Мы хотим, чтобы в системе работали все добросовестные независимые операторы по транспортировке и переработке отходов. Это позволит максимально быстро оказывать услуги по обращению с отходами для всех отходообразователей, оптимизировать логистику и снизить затраты.

Одно из важных преимуществ системы ФГИС ОПВК как раз в том, что она дает не только срез по количеству образованных и переработанных отходов на конкретный момент времени, но также позволяет строить прогнозные модели развития отрасли. Мы будем видеть, где есть дефицит транспортных компаний или перерабатывающих мощностей, и сможем принимать решения, основываясь на актуальных, проверенных данных.

Наша задача – ни в коем случае не дестабилизировать рынок и не нарушить устоявшиеся добросовестные цепочки работы с отходами.

– Как отразятся введенные санкции на процессе строительства экотехнопарков? Могут ли быть задержки стройки? Можно ли на объектах использовать только российские технологии?

– Проектируя экотехнопарки, мы старались опираться на самые лучшие и современные из известных в мире технологий переработки, и какая-то часть импортного оборудования там неизбежно заложена. Теперь нам необходимо оперативно принимать решения: где-то заменять импортное оборудование российскими аналогами, где-то продолжать сотрудничество с зарубежными партнерами.

Например, химическая переработка отходов не зависит от иностранных производителей реагентов, для нее изначально планировалось использовать российские технологии в сотрудничестве с Российским химико-технологическим университетом имени Д.И. Менделеева. Также в процессе строительства первых двух экотехнопарков был отработан вопрос локализации технологии у российских производителей с европейским держателем технологии. Так что процесс импортозамещения уже реализуется.

Сегодня наша основная задача - не сдвигая сроков, с помощью решений по оптимизации остаться в пределах тех значений, которые установлены федеральным проектом «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности».