НАВЕРХ

Журнал

ОЦКС
РОСАТОМ
29.04.2023

Игорь Манылов: Задача экспертизы

Скачать статью из журнала

Задача экспертизы – помочь отрасли наладить эффективную систему управления на всех этапах жизненного цикла объекта

Строительная отрасль - своеобразная лакмусовая бумажка, по состоянию которой можно судить о положении вещей в стране. В период 2022-2023 гг. стройка столкнулась с новыми глобальными проблемами, которые коснулись и подрядчиков, и проектировщиков, и поставщиков материалов, и экспертизы. Об общем состоянии дел, реформах, перспективах, трендах и основных векторах развития, а также о сотрудничестве ФАУ «Главгосэкспертиза России» с Госкорпорацией «Росатом» журналу «Строительство в атомной отрасли» рассказывает Игорь Манылов, начальник Главгосэкспертизы России.

В Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года с прогнозом до 2035 года, принятой осенью 2022 года, переход от нормоконтроля к экспертному сопровождению или инжинирингу обозначен как одна из главных целей развития строительной экспертизы. Как осуществляется этот переход и какие эффекты такой трансформации можно оценить уже сегодня?

- Институт экспертного сопровождения в отношении проектной документации, получившей положительное за-ключение экспертизы, был введён в 2020 году. Данный вид экспертизы, установленный в Градостроительном кодексе Российской Федерации, позволил параллельно осуществлять многие процессы при рассмотрении объектов, нахо-дящихся на стадии строительства. Благодаря дальнейшему развитию этого института, в том числе путём его распространения на другие (более ранние) стадии инвестиционно- строительного цикла, станет возможным переход к строи-тельному инжинирингу, за которым стоит будущее развитие экспертизы.

В мае 2021 года в Главгосэкспертизе был создан Инжиниринговый центр, который позволил реализовать идеи пе-рехода от традиционной экспертизы проектов к управлению проектами, в том числе оптимизации решений и затрат на всех этапах жизненного цикла, строительному инжинирингу. Центр начинал свою деятельность с отработки процедур экспертного сопровождения пилотных проектов по развитию производственных мощностей отдельных предприятий. Сегодня он проводит комплексный анализ технических и стоимостных решений в рамках процедур комплексного экспертного консалтинга, технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, предлагая заказчику оптимальные, более обоснованные и выгодные альтернативные решения.

Инжиниринговым центром организуется и проводится комплексный анализ технических и стоимостных решений инвестиционных проектов, в том числе оценка удельных стоимостных показателей стоимости строительства, экономической эффективности, обоснованности проектных решений, начиная с ранних сроков его реализации – на этапах инвестиционной концепции, обоснования инвестиций и формирования заданий на проектирование.

Механизм по внедрению параллельного проектирования, экспертизы и строительства объектов позволит исключить риски перепроектирования, существенно сократить инвестиционно-строительный цикл благодаря тому, что оценку проектных решений эксперты осуществляют на предпроектной стадии и на этапе подготовки проектной документации.

В 2022 году эксперты Инжинирингового центра рассмот- рели 39 объектов, создаваемых в рамках федеральной программы «Кампусы и университеты», и это лишь один из примеров комплексного подхода в оценке проектов. В современных реалиях контроль в части соблюдения норм технического регулирования так же важен, как и роль экспертизы в поиске оптимальных эффективных решений. Новые вызовы извне диктуют и новые запросы на роль экс-пертизы: они стали значительно шире. Сегодня экспертиза должна подключаться уже на этапе замысла объекта и в перспективе вести его до момента ввода в эксплуатацию, а далее - сопровождать и на более поздних этапах жизненного цикла.

Насколько сегодня востребованы консультационные услуги до начала основного этапа экспертизы? С учетом большого количества поправок в нормативно- правовые акты можно предположить, что спрос на экспертные услуги будет расти.

- Спрос действительно растёт, что объясняется повышением уровня ответственности застройщиков, особенно по объектам с бюджетным участием. По сравнению с 2021 годом спрос на консультационные услуги Главгосэкспертизы вырос почти в четыре раза. К такой помощи заявители, как правило, обращаются до захода на экспертизу с тем, чтобы минимизировать риски продления экспертизы или выдачи отрицательного заключения. Кроме того, для комплексного взаимодействия с заявителем в Главгосэкспертизе создана единая служба кураторов по работе с клиентами по всей стране. Это позволяет проводить предварительную работу с проектами, которые планируется направлять на экспертизу. За каждым заказчиком закрепляется куратор, с которым он находится в непо- средственном контакте на всех стадиях прохождения экспертизы проектной документации. Таким образом, куратор по работе с клиентами в организационной плоскости и ведущий эксперт в содержательной становятся своего рода «единым окном» для общения заявителя с экспертизой. Такая система уже продемонстрировала свою эффективность, и движение именно в сторону клиентоориентированных подходов в экспертизе будет продолжено. На протяжении последних двух лет мы готовились к тому, чтобы начать работу с объектом на более ранних стадиях. Исправление ошибок на этапе основной экспертизы, а то и после начала строительства обходится слишком дорого.

Одним из ключевых событий 2022 года стало введение «одного окна» при проведении экологической экспертизы. Какие преимущества получают заказчики в этом случае и какие другие ведомства, помимо Росприроднадзора, готовы к подобному режиму взаимодействия с Главгосэкспертизой?

- Режим «одного окна» введен с 1 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации № 2366 от 20 декабря 2021 года. В основе процедуры также заложен принцип параллелизации процессов, в данном случае – синхронное проведение государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы. Таким образом, заказчик может подавать один комплект документации в автоматизированную систему Главгосэкспертизы России. За счёт синхронизации процессов двух экспертиз режим «одного окна» позволяет сокращать время от замысла проекта до выхода на стройку минимум на два месяца. Параллельное проведение экспертиз с обменом статусов документов в системах обоих ведомств – АИС «Главгосэкспертиза» и ПТК «Госконтроль» – безусловно, стало большим достижением с точки зрения оптимизации сроков реализации строительных проектов. Причем одновременная работа экспертов Главгосэкспертизы и Росприроднадзора не только существенно повышает скорость прохождения экспертизы, но и снижает риски выдачи отрицательных заключений. Отработка пилотного проекта с Росприроднадзором позволит в дальнейшем тиражировать этот опыт во взаимодействии с другими федеральными ведомствами. Например, с Росрыболовством, Роснедрами.

За последний год в строительной отрасли продолжился переход к обязательному использованию технологий информационного моделирования (ТИМ) и единых машиночитаемых форматов документов. Как проходит эта цифровая трансформация?

- Процессы цифровизации в строительстве происходят достаточно давно. Но в изменившихся экономических условиях переход к информационным моделям и XML-документам стал насущной необходимостью. Достичь поставленных целей перед стройкомплексом возможно только с помощью оптимизации всех процессов, и для этого необходима работа в единой цифровой среде, по единым правилам и стандартам, которые как раз и обеспечивают технологии информационного моделирования и машиночитаемые документы. Одномоментно и повсеместно наладить работу «в цифре» и обеспечить нужный уровень качества и скорость обмена данными будет достаточно сложно из-за разных условий материально-технической базы в регионах. Но это не отменяет нашу задачу по созданию бесшовных процессов в единой цифровой среде. При этом работа с данными становится основным ключом для взаимодействия и коммуникации профессионалов на всех этапах жизненного цикла объектов.

Нужно также понимать, что переобучение специалистов и разработка современного отечественного программного обеспечения не будут полноценным решением для цифровизации без переосмысления всей процессной системы.

В мае 2022 года было принято постановление Правительства Российской Федерации № 962, которое внесло ряд поправок в законодательство и обеспечило возможность поэтапного перехода к формированию и ведению информационной модели объектов капитального строительства. При этом мы считаем, что развитие информационного моделирования и программного обеспечения необходимо синхронизировать с дальнейшим развитием XML-схем и в тесном взаимодействии с российскими разработчиками.

К 2024 году должны завершиться процессы формирования единого цифрового пространства всей строительной отрасли. Это, в свою очередь, позволит параллельно осуществлять многие процессы, влияющие на сроки и эффективность строительства.

Какие новые сервисы внедряются сегодня на Единой цифровой платформе экспертизы и каким будет следующий этап её развития?

- Главгосэкспертиза занимается анализом, тестированием и сравнением программного обеспечения для проведения оценки информационных моделей в ходе проведения экспертизы объектов капитального строительства. Соответственно, при проведении пилотных проектов использовались различные программные комплексы, в том числе отечественного производства. В результате на базе ЕЦПЭ был создан сервис для визуализации и оценки трехмерных моделей объектов капитального строительства «Платформа-3D». В конце 2022 года «Платформа-3D» была введена в эксплуатацию. В 2023 году продолжатся работы по развитию функциональных возможностей сервиса в части расширения перечня поддерживаемых форматов файлов, расширения возможностей работы с атрибутивным составом модели, классификатором строительной информации, работы с замечаниями к информационной модели в рамках бесшовной интеграции и иные доработки.

Центром цифровой трансформации также разработаны и выведены в публичный доступ различные вспомогательные внешние сервисы для работы с машиночитаемыми форматами данных. Внешние сервисы необходимы для того, чтобы наши контрагенты и партнеры, включая проектировщиков и региональные экспертные организации, могли работать с машиночитаемыми форматами, даже если их собственные ин-формационные системы к этому не готовы.



Сегодня практически все новые объекты поступают на государственную экспертизу через единую цифровую платформу экспертизы. Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Иреком Энваровичем Файзуллиным поставлена задача о переводе на ЕЦПЭ и негосударственных экспертных организаций. Это даст возможность стандартизировать работу: для застройщика не будет разницы, в каком субъекте федерации он ведёт строительство, схема везде одинаковая. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» устанавливает единые правила экспертизы, предоставления экспертизы, технологии. И такая единая практика на общей платформе удобна заказчикам, проектировщикам, особенно тем, кто строит не один объект.

Сегодня повышенное внимание отраслевого сообщества также приковано к федеральной информационной системе ценообразования в строительстве – ещё одной из цифровых платформ, оператором которой является Главгосэкспертиза. Как обеспечена техническая готовность ФГИС ЦС к переходу на ресурсно-индексный метод в 2023 году?

- Начиная с I квартала 2023 года, но не позднее III квартала 2023 года, в ФГИС ЦС должны быть размещены сметные цены строительных ресурсов и информация об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов для всех субъектов Российской Федерации, что, в свою очередь, будет являться фактом их перехода на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства. При этом, переход субъектов Российской Федерации осуществляется поэтапно, по мере готовности к такому переходу органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют в Главгосэкспертизу России обращения с предложением о расчёте индексов по группам однородных ресурсов на очередной квартал с приложением отчетных данных о текущей стоимости строительных ресурсов с обосновывающими документами.

Таким образом, начиная с III квартала 2023 года, в рамках реализации всех новых проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства на территории Российской Федерации необходимо применять ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, при котором источниками формирования сметной стоимости строительства одновременно будут являться данные о сметных ценах из ФГИС ЦС и сметные цены в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2022 года из Федеральной сметно-нормативной базы (ФСНБ-2022), утверждённой приказом Минстроя России от 30 декабря 2021 г. № 1046/пр (вступает в силу с 25 февраля 2023 года), с индексами по группам однородных ресурсов, информация о прямых сметных ценах которых будет отсутствовать в ФГИС ЦС.

Вместе с тем, практическое применение Федеральной сметно-нормативной базы в уровне цен по состоянию на 01.01.2000 (далее – ФСНБ-2020) и публикуемых в настоящее время Минстроем России укрупненных индексов определения сметной стоимости строительства будет возможно для определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, задание на выполнение проектно-изыскательских работ по которым было выдано до момента перехода на ресурсно-индексный метод, а также для корректировки сметной документации в составе проектной документации, которая была разработана базисно-индексным методом. Соответствующие изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», предусматривающие такую возможность, подготовлены и в настоящее время проходят установленную процедуру согласования перед внесением в Правительство Российской Федерации.

Минстроем России совместно с Главгосэкспертизой России в рамках реализации утвержденного Правительством Российской Федерации Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли проведена масштабная работа по подготовке к переходу на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, в частности:

  • Утверждена новая сметно-нормативная база (ФСНБ-2022) в уровне цен по состоянию на 01.01.2022 года, включающая в себя более 53 000 норм и более 40 000 строительных ресурсов (с учётом 5 дополнений)
  • Актуализирован Классификатор строительных ресурсов (КСР) в части учёта в кодах КСР девяти знаков в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2)
  • Актуализированы и синхронизированы сборники сметных цен строительных ресурсов ФСНБ-2022 (ФССЦ, ФСЭМ) и КСР в части номенклатуры и стоимостных показателей строительных ресурсов (в уровне цен на 01.01.2022)
  • Обеспечено создание и функционирование механизма расчёта и установления нормируемой заработной платы рабочих- строителей с непосредственным участием субъектов Российской Федерации

Одновременно в рамках развития ФГИС ЦС в целях увеличения её наполняемости информацией о текущей стоимости строительных ресурсов, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, проделана значительная работа по максимально возможному расширению количества источников такой информации, в том числе: созданы личные кабинеты оптовых поставщиков строительных ресурсов для сбора сведений о ценах предложений на строительные ресурсы, доработаны личные кабинеты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для обеспечения возможности предоставления информации об оптовой цене строительных ресурсов, по которой осуществляется их реализация на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, модернизированы личные кабинеты производителей строительных ресурсов для возможности подачи данных о стоимости ресурсов их дилерами.

Вместе с тем, уровень наполняемости ФГИС ЦС прямыми ценами строительных ресурсов не является критичным показателем для обеспечения возможности перехода на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, вследствие того, что при отсутствии прямых сметных цен строительных ресурсов в ФГИС ЦС, для формирования сметной стоимости строительства будут использоваться сметные цены в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2022 с индексами по группам однородных ресурсов.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время обеспечена техническая возможность перехода субъектов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства.

Необходимо отметить, что переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства позволит:

  • значительно повысить достоверность определения сметной стоимости строительства по сравнению с базисно- индексным методом, приблизив ее к рыночным показателям
  • обеспечить безболезненный переход на полноценный ресурсный метод определения сметной стоимости строительства, с учетом различного уровня развития промышленного производства и рынка строительных материалов
  • сократить количество срывов конкурсных процедур и банкротств подрядных организаций за счет возможности более объективного и справедливого определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК) по объекту в целом и стоимости возведения его отдельных конструктивных элементов
  • упростить формирование сметы контракта на основании проектной сметы, в том числе в случае ее корректировки
  • обеспечить справедливое распределение сметной прибыли между подрядными организациями


- Расскажите, как возникла идея создать Центр взаимодействия и коммуникаций в строительстве (ЦВК) и насколько полезным показал себя этот формат работы?

- Центр взаимодействия и коммуникаций в строительстве был реализован совместно с Минстроем. ЦВК - это формат интеллектуального ситуационного центра со множеством технических и методических возможностей на одной площадке. С их помощью все участники инвестиционно-строительного процесса могут отрабатывать конкретные решения тех или иных задач, которые требуют поиска новых подходов или новых технологий.

Со временем ЦВК должен стать местом консолидации компетенций или неким сервисом, объединяющим в себе все точки пересечения деятельности участников строительного процесса. При этом он не является отдельным учреждением или подразделением в системе государственной экспертизы.

В самой идее ЦВК заложена инициатива движения «снизу», предполагающая интеграцию профессионального сообщества в рамках их действующих полномочий, текущих бюджетов и объёмов ресурсных возможностей, а также с учётом обозначенных задач и целей Стратегии развития строительной отрасли.

Главгосэкспертиза также предлагает партнёрам и заказчикам задействовать в своей работе арсенал сервисов, информационных и технических возможностей, созданных за последние годы, чтобы объединить весь накопленный опыт экспертизы с компетенциями и лучшими практиками участников отрасли. В итоге отрасль получит максимальный синергетический эффект для всей стройки.

Ещё одна из ключевых целей создания площадки для профессиональных коммуникаций состоит в том, чтобы от рутинной и спонтанной практики работы над ошибками при проектировании и строительстве перейти к взаимодействию на постоянной основе в формате непрерывной проектной работы. За основу предлагаются два подхода.

Первый – это всесторонний практический разбор проектных ошибок или конкретных инцидентов, связанных с регуляторными рисками и создавших те или иные препятствия для реализации инвестиционного проекта.

Второй подход предполагает выработку системных решений, востребованных отраслью, вплоть до инициативы разработки новых нормативно-правовых актов.

Сегодня в информационной базе АИС «Главгосэкспертиза» насчитывается уже свыше 250 тысяч проектных кейсов. Также хорошо отлажена система взаимодействия и коммуникации с заявителями.



Следующий вызов для Главгосэкспертизы – как можно глубже прорабатывать вопросы интеграции, в том числе с Госкорпорацией «Росатом».

И для этого нужно систематизировать все наши сервисы, методические и технические наработки и интегрировать их в общую среду, в которой присутствуют органы контроля и надзора, а также ресурсоснабжающие и другие организации, обеспечивающие деятельность строительной отрасли.

Выстраивая открытую систему коммуникации, нельзя не принимать во внимание стройкомплексы субъектов Российской Федерации. Все они очень разные по степени зрелости, но все же многие из федеральных проектов, и в первую очередь дороги, электросети и другие протяженные линейные коммуникации, являются трансрегиональными. Соответственно, состав участников рабочих групп по этим объектам должен быть федерального уровня. Таким образом, площадка ЦВК позволит выровнять баланс компетенций при взаимодействии с заказчиками и специалистами, и как следствие – добиться единых стандартов и подходов в управлении жизненным циклом объектов.

Будет ли ЦВК развивать собственные образовательные проекты, аналогично Учебному центру Главгосэкспертизы или другим программам квалификационной переподготовки в системе Минстроя России?

- И вице-премьер Марат Шакирзянович Хуснуллин, и Министр Ирек Энварович Файзуллин ставят перед нами задачу, чтобы квалификация и компетенции участников отрасли максимально повышались, причём всеми доступными способами. Соответственно, такие форматы как организация проектных команд, методологическая поддержка являются одними из базовых принципов и целей создания ЦВК.

В ситуации, когда ежедневно происходят какие-то изменения, линия непрерывного образования особенно важна, и в Главгосэкспертизе она создана. Ведь от того, насколько мы консолидированы, насколько отлажены наши действия и процессы, будет зависеть и наш технологический суверенитет. Чтобы конкурировать с оппонентами на мировом рынке, необходимо оттачивать высокие технологии проектного управления.

Задача экспертизы – помочь отрасли наладить эффективную систему управления на всех этапах жизненного цикла объекта. Для этого Учебный центр организует комплексные программы повышения квалификации и устраивает учебные семинары с углублённым погружением в те или иные проблемные аспекты ценообразования и подготовки проектной документации. Ежемесячно запускаются бесплатные вебинары, информирующие о последних изменениях в градостроительном законодательстве.

В 2022 году количество участников мероприятий Учебного центра превысило 16 тыс. человек. Но мы не конкурируем с системой высшего профессионального образования, наоборот, очень плотно сотрудничаем с Высшей школой экономики, РАНХиГС, МГСУ и другими ведущими вузами. Опираемся на их преподавательскую и методическую базы, а они используют нашу эмпирическую базу, наш практический опыт. Во время пандемии расширился объём образовательных программ, стали проводиться дистанционные курсы. Всё это дает основание говорить, что в Главгосэкспертизе сформирована своя обучающая цифровая платформа. И это не просто система профессионального обучения, это – инструмент, с помощью которого мы участвуем в трансформации строительной отрасли.

С точки зрения развития профессиональной среды также существует большой потенциал в образовательном проекте «Экспертиза будущего». В сезоне 2022-2023 гг. он проходил уже в пятый раз. За все время проекта в нём приняли участие порядка 600 работников более чем из 50 организаций, включая Главгосэкспертизу. В проекте «Экспертиза будущего 5.0» количество внешних участников впервые превзошло количество наших работников. Это также говорит о том, что работа ведомства по развитию кадрового потенциала и консолидации профессионального сообщества приносит ощутимые результаты.

Наша миссия – держать в тонусе не только себя, но и ключевых игроков – заказчиков и проектировщиков. Для этого и был создан проект, где специалисты повышают компетенцию и одновременно решают задачи, которые соответствуют стратегическим целям их организации. Мы заинтересованы, чтобы квалификации проектировщиков хватало для реализации качественных объектов, а заказчик был максимально вовлечен на всех этапах.